Материалы верхнего строения железнодорожного пути
Верхнее строение пути — часть железнодорожного пути, предназначенная для принятия нагрузок от колёс подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колёс по рельсовой колее.
Верхнее строение пути, часть ж.-д. пути, состоящая из рельсов со скреплениями, противоугонов, опор (шпал, плит и др.) и балластного слоя. В. с. п. воспринимает нагрузку подвижного состава и передаёт её на нижнее строение (земляное полотно или искусственное сооружение —мост, тоннель). К В. c. п. (рис. 1) относятся также стрелочные переводы и глухие пересечения. Шпалы (деревянные, железобетонные, реже металлические), обеспечивая неизменность взаимного положения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов и передают его на балластный слой (см. Балласт). Замість шпал починають на окремих ділянках застосовуватися суцільні блокові залізобетонні підстави у вигляді плит або рам. Протиугінна у вигляді металевих скоб утримують рейки від зсуву вздовж шляху при русі поїздів.
Тип В. с. п. (вид материала и размеры элементов) зависит от грузонапряженности участка. Для магистральных ж.-д. линии приняты три типа:
I — особо тяжёлый (грузонапряженность в год на 1 км свыше 50 млн. ткм, с рельсами 75 кг в 1 погонном м); II — тяжёлый (грузонапряженность 25—50 млн. ткм, с рельсами 65 кг); III — нормальный (грузонапряженность до 25 млн. ткм, с рельсами 50 кг).
Складові частини:
До верхньої будови колії відносяться:
Рейки — сприймають навантаження від рухомого складу і передають її на шпали;
Шпали — сприймають навантаження від рейок і передають її на баластний шар;
Рельсошпальниє (проміжні) скріплення;
Стикові скріплення;
Баластний шар — сприймає навантаження від шпал і передає її на грунт;
Додаткові пристрої (протиугінна, контррейки, відбійні бруси та інше).